Андрей Белый. ОСИНКА



А. М. Ремизову
  
I

По полям, по кустам,
По крутым горам,
По лихим ветрам,
По звериным тропам
Спешит бобыль-сиротинка
Ко святым местам –

Бежит в пространство
Излечиться от пьянства.

Присел под осинкой
Бобыль-сиротинка.

     – «Сломи меня в корне» –

Осинка лепечет, листвяная –
Лепечет
Ветром пьяная –

Над откосами
В ветре виснет;
Слезными росами
Праздно прыснет –
      – «Сломи меня в корне» –

Осинка лепечет.
Осинка – кружев узорней –
Лепечет
В лес, в холод небес,
В холод горний –
      – «Сломи меня в корне» –

Осинка лепечет.
Листики пламенные
Мечет
В провалы каменные, –
Все злей, все упорней
      – «Сломи меня в корне» –

Лепечет:
Бормочет
В сердитой сырости,
Листами трескочет:

      «Свой посох
      Скорей –
      Багрецом перевитый,
      Свой посох –
      Скорее
      Сломи ты: –

      Твой посох
      В серебре
      Да в серебряных росах.

      Твой посох
      Тебе не изменит: –
      Врагов подорожных в пространство.
      Размечет –

      От пьянства
      Излечит».

Молчит сиротинка,
Да чинит
Свой лапоть
Над склоном зеленым.

Согнется поклоном, –
И хочет
Его молодая осинка
Слезами своими окапать.


2

И срезал осинку
Да с ней и пошел в путь-дороженьку –

По полям, по кустам,
По крутым горам,
По лихим ветрам,
По звериным тропам
Ко святым местам –

Славит Господа-Боженьку:

      «Господи-Боженька,
      Мой посох
      Во слезах –
      Во серебряных росах.

      Ныне, убоженький,
      С откосов
      В пустыни
      Воздвигаю свой посох.

      Господи-Боженька,
      Ныне сим посохом
      Окропляю пространства:
      Одеваю пространства
      В золотые убранства –

      Излечи меня от пьянства!

В путь дороженьку
Уносите меня ноженьки –
По полям, по кустам
Ко святым местам».


3

Привели сиротинку кривые
Ноги
Под склон пологий.

Привели сиротинку сухие
Ветви
В места лихие.

– «Замолю здесь грехи я.»

Зашел в кабачишко –
Увязали бутыль
С огневицею –
С прелюбезной сестрицею.

Курил табачишко.
Под вышкой песчаной
Склонил нос багряный
В пыль.

      Бобыль –
      Пьяница!
      У бобыля нос –
      Румянится!

– «Ты скажи мне, былиночка,
Как величают места сии?» –

Отвечала былиночка:

      «Места сии –
      Места лихие,
      Песчаные:
      Здесь шатаются пьяные»

      Места лихие
      Зеленого Змия».

– «Замолю здесь грехи я!»


4

      Плыла из оврага
      Вечерняя мгла;
      И, булькая, влага
      Его обожгла.

Картуз на затылок надвинул,
Лаптями взвевая ленивую пыль.
Лицо запрокинул,
К губам прижимая бутыль.

Шатался детина –
Шатался дорогой кривой;
Вскипала равнина
И взвеяла прах над его головой;
Кивала кручина
Полынной метлой;

Подсвистнула ей хворостина
В руках багряневшей листвой:
«Ты – мой, сиротина,
Ты – мой!»

Рванулась,
Метнулась,
Помчалась в поля –
Кружится,
Пляшет
Вокруг бобыля:

      «Бобыль –
      Пьяница:
      У бобыля –
      Нос румянится» –

Кружится,
Пляшет, –

Рукавами своими
Сухими,
Колючими машет.

Нa смех тучам –
Шутам полевым и шутихам –
Пляшет
По кручам!

Гой еси, широкие поля!
Гой еси, всея Руси поля! –

Не поминайте лихом
Бобыля!

06. Дедово




            Андрей Белый. РОССИЯ (Сб. ПЕПЕЛ, ред. 1909 г.)