Саша Черный. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ДЕНЬ



Со сконфуженной улыбкой
Влез я в поезд лилипутский,
Подобрал повыше ноги, –
В сердце – ветер, в пятках – зуд...
Сквозь кусты летят-ныряют
Разноцветные киоски, –
Дети что ли их слепили
Из халвы и пастилы?
Тарахтят-гремят колеса...
Сонно озеро блеснуло.
Здравствуй, башня в бычьих мордах!
Сомали! Мадагаскар!
Дама рядом вертит ножкой...
Ах, сударыня, простите!
Не могу ж я разорваться –
Или башня, или вы...

Кругосветным хороводом
Обогнули круг волшебный:
В голове лапша цветная,
Гроздья крыш и куполов...
Полмильона потных ближних!
Вправо двинуться иль влево?
В ресторан антропофагов?
Или к лону синих вод?
Под соломенным наметом
Глянцевитый» толстый идол
На меня уставил строго
Пупковидные глаза...
Я воткнул ему под мышку
Смятый свой путеводитель
И, пугливо озираясь,
Скрылся в зарослях кустов.

В итальянской строгой зале
Дышат ангелы прохлады...
На стене вдоль карт мигают
Светляками маяки.
За витриной мелкий жемчуг,
Пряжа, кофе и кораллы...
Но душа моя надулась:
«К черту пряжу! Ухожу!»
В нидерландском павильоне
Было, право, интересней:
На скамейке иностранка
Изучала томно план...
О кудрей льняная пряжа!
О лукавых губ кораллы!
И глаза, как зерна кофе –
По семнадцать франков фунт...

Дотащился до зверинца...
На площадке голой спали
Львы, брезгливо повернувшись
К пестрой публике спиной.
В ров жираф забрался тощий
И, как нищий, клянчит пищи...
Я облатку аспирина
Сунул в рот ему, смутясь...
В три ряда на бурых скалах
Восседали павианы:
Может быть, у них был раут
Иль научный реферат?
На бугре облезлый страус
В пыль струей зеленой прыснул...
Я смущенно отвернулся
И пошел, вздыхая, прочь.

Все, что надо, я проделал:
Полчаса глазел, как негры,
Зверски дергая задами,
По помосту дули вскачь...
Обошел базар тунисский, –
Все духи там перенюхал
И купил зачем-то каску
Из прессованной трухи...
Купол крепости суданской
Всласть глазами я ощупал,
Сосчитал вверху все палки,
Выпирающие вбок...
И потом стопой смиренной
Обошел я храм Ангкорский...
Ах, пожить бы в этом храме
Одному недели три!

Чтоб у входов часовые
Отгоняли всех знакомых,
Чтоб во всем огромном храме
Только я и дактило...
Чтоб... Но сумерки сгустились.
Выполз к озеру усталый...
О измученные пятки!
О прилипший воротник!
Переливчатым каскадом
Вспыхнул пестрый дым фонтанов, –
Я задумчиво и скорбно
Ел под елкой бутерброд.
Ел и думал, содрогаясь:
«Как теперь я с этой каской
Проскользну в метро ночное, –
В человеческую кашу,
В человеческий компот?!»

1931




             Саша Черный. КАПРИЗНЫЕ ВИРШИ (Сб. СТИХОТВОРЕНИЯ, НАПИСАННЫЕ В ЭМИГРАЦИИ И НЕ ВХОДИВШИЕ В ПРИЖИЗНЕННЫЕ ИЗДАНИЯ (1920 - 1932))