Андрей Белый. ОСИНКА



1

По полям, по кустам,
По крутым горам,
По лихим ветрам,
По звериным тропам –

Спешит бобыль-сиротинка
Ко святым местам –

Бежит в пространство
Излечиться от пьянства.

Присел под осинкой
Бобыль-сиротинка.


2

– «Сломи меня в корне» –
– Осинка лепечет
Румяная
Ветром
Лепечет:
Пьяная...

Над откосами
В ветре виснет:
Росами, росами
Ясно брызнет...

– «Сломи меня в корне» –
– Трескочет,
Кружев узорней –
Бормочет –
В лес,
В холод небес –
Хохочет
В сырости –

– «Мне не вырасти...»
Листиками лепечет
Пламенными –
Листики мечет...
Твердь –
Каменная.

Сиротинка
Молчит:
Чинит
Свой лапоть.

Хочет
Его осинка –
Окапать.


3

Посох
Листом перевитый
Сломи ты.

Посох твой –
В серебре:
Да в росах...
Посох –
Врагов подорожных в пространство
Размечет.

От пьянства
Излечит.


4

Он срезал осинку
Да с ней и пошел
В путь-дороженьку –
– По полям, по кустам,
По крутым горам,
По лихим ветрам,
По звериным тропам –
Ко святым местам: –
Славить –
Оспода-боженьку.

– «Осподи-боженька.
– Мой посох
Во слезах,
Во серебряных росах...
Убоженький,
Воздвигаю посох.

– Посохом,
Окропляю пространства.

 – Осподи,
Боженька,
Излечи меня –
От пьянства.
– В путь дороженьку –
Уносите меня ноженьки. –

– По полям, по кустам
Ко святым местам».


5

Привели сиротинку
Кривые ноги
Под склон пологий.

Привели сиротинку
Сухие ветви
В места лихие:
«Замолю здесь грехи я».
Зашел в кабачишко
За табачишком:

– «Мне бы, братцы, бутыль
С огневицею –
Милой сестрицею»...
Рыжий картуз на затылок
Надвинул:
Сидел у бутылок:
– «Бутылочки –
Милочки!»

На все начхал!

Вышел –
– Что-то...
– Где,
Что –
Не узнал!

– «Расскажи мне, былиночка,
Как величают места сии».

Отвечала былиночка:
– «Места сии –
Лихие
Песчаные:
Здесь шатаются пьяные –

Места лихие –
Зеленого змия»...

– «Замолю здесь грехи я»...


6

Над вышкой песчаной
Клонил нос багряный...
Глядь –
– Тать –
– Пляшет:
Руками своими
Колючими машет –
 – За мглою –
Злой!

– «Мой, сиротина, –
Мой!»

Рыки, скоки;
Борода – метлой;
Руки – в боки –
В пыль полей... –
– «Бобыль –
Пьяница:
У бобыля –
Бутыль:
Нос румянится».

Жили-были!
Быль бобылей!..

Гой еси, широкие поля,
Гой еси, всея Руси земля –

Не поминайте лихом,
Бобыля!

08 (20).




      Андрей Белый. ЗЛАЯ ДЕРЕВНЯ (Сб. ПЕПЕЛ, ред. 1929 г.)