Андрей Белый. БЕГСТВО



Шоссейная вьется дорога.
По ней я украдкой пошел.
Вот – мертвые стены острога,
Высокий, слепой частокол.

Вот – площадь: соборные главы,
Заборики, павертень мух, –
Размои, крапивы, канавы, –
Песок, конопляник, лопух.

Кидается город белясый
За мной пескоцветною мглой,
Взвивая свои сухоплясы,
Свой завертень едкий и злой.

Я помню: поймали, прогнали
Вдоль улиц, прогнали на суд:
Босые мальчишки кричали:
«Ведут – арестанта: ведут».

Усталые ноги ослабли,
Запутались в серый халат;
Качались блиставшие сабли
Угрюмо молчавших солдат;

Песчанистой пыли потоки,
Взрывая сухие столбы,
Кидались на бритые щеки,
На мертвые, бледные лбы.

Как шли переулком горбатым
Глядел, пробегая, в песок,
Знакомый лицом виноватым,
Надвинув на лоб котелок.

За стеклами блеклого дома
Ты, милая, виделась... Что ж?
Ведь стало мне все незнакомо:
И стало мне все – невтерпеж.

Суд – кончен. Притворен и ровен
Мертвец прочитал приговор...
И мертвое слово – «в и н о в е н»;
И – мертвый тюремный измор.

Все – минуло; все прожитое;
Глухая стена, потолок;
Оконце: и небо – пустое,
И моклого облака клок.

Прижмешься в раздумье тяжелом
К решетке седой головой;
За серым, сплошным частоколом –
Опять просерел часовой.

Годов развеваемый ворох.
Годами глядел в потолок...
Темнеет... Огней мараморох
За мною зажег городок.

Песчаника круглые зерна
Зияют на нивах пустых –
В изжосклые желчины дерна,
В простор плоскогорий крутых.

06(25).




      Андрей Белый. ГЛУХАЯ РОССИЯ (Сб. ПЕПЕЛ, ред. 1929 г.)