Константин Бальмонт. ОСНОВА



1

Желанна Духу крепкая основа.
В доспехах тяжких – легкий витязь ум.
Лишь взяв размерный груз в глубокий трюм.
Корабль – владыка бешенства морского.

Нужна для таинств мощная дубрава,
Друиды в ней не праздный слышат шум.
Когда в пустыне яростный самум,
Верблюд и тюк – оплот и верность крова.

В незрячих днях иди к громадам гор,
И ты поймешь, устав алкать святыни,
Что для величья нужны нам твердыни.

Но только зовом правды честен спор.
Стремленье – жизнь, от века и доныне.
Острийным взбегом ввысь красив собор.


2

Острийным взбегом ввысь красив собор,
Его кресту, от Солнца дань привета,
Первее всех – мерцание рассвета,
В том сердце с Миром тайный договор.

Для храма – высь. Так было с древних пор.
Так будет впредь. От первого завета
До песни, что мечтой еще не спета.
В том духу знак и в том душе убор.

Все выше, выше. Светлая отвага.
Всегда идти за дальнюю черту.
Высок, – узнай иную высоту.

Но не забудь: Верна земная тяга.
И знай, стремя к воздушному свой взор: –
Начало храма – каменный упор.


3

Начало храма – каменный упор,
И как бы в мире быть могло иначе?
Лишь в твердом обойму мои задачи,
Лишь в нем преоборю земной мой сор.

Дай мрамор мне. Из кедров дай мне бор.
И храм – мой дом. А пал он, – в горьком плаче
Прильну к стене последней наипаче,
К былой святыне проскользну как вор.

И буду биться, буду верить снова,
Под ликом разным, вечно – человек,
Индус ли, Русский, Эллин ли, Ацтек, –

Что Бог мой – Бог, и больше нет другого.
До Моря – ход всех многоводных рек.
Пред взрывом слов – вначале было Слово.


4

Пред взрывом слов – вначале было Слово,
Везде, во всем, согласное, одно.
Еще не различались высь и дно,
Еще в небесном не было земного.

Весь мир – блаженство брачного алькова,
Несчетность солнц и звезд – к звену звено.
Воспламененье, бег, веретено,
Безмерный гуд напева волевого.

Во всем, что небом стали звать потом,
Распространялось рдяное цветенье,
Из пламени горячие растенья.

Цветы из молний. Лепестковый гром.
И, вещий, я, испив вина живого,
Люблю разбег богатства травяного.


5

Люблю разбег богатства травяного,
Мне желтые и красные цветы
Суть тайнопись древнейшей темноты,
Пронзенной властью огненного зова.

От розы и от ландыша лесного
Доходит весть той цельной красоты,
Где в Вечном – Он, и мир, и я, и ты,
Где каждое мгновение медово.

Жужжанье пчел – Его доселе хор,
Начальность жизни в жаворонка влита,
О Нем шуршит приречная ракита.

Когда пою, веду с Ним разговор.
Гроза и вихрь – бессмертная мне свита,
Святая степь – душевный мой простор.


6

Святая степь – душевный мой простор,
С звенящими, как греза, ковылями,
С волнистым ветром, веющим стеблями,
Берущим их в мгновенный перебор.

Бегу тех мест, где каждый шаг – забор.
Не медлю ни в людской, ни в волчьей яме.
Я в вольном, голубом, округлом храме,
Где все цвета сплелись в один ковер.

Благодарю Всемирное Горенье,
Мне давшее негаснущую цель.
Я мысль. Я страсть. Я жизнь. Я взлет. Свирель.

Я – Божья правда радостного пенья.
А степь пройду, – найду иной простор,
Пою леса, поля, лазурь озер.


7

Пою леса, поля, лазурь озер,
Весенний взмет обильных рек в разливе,
Цвет золота разбросанный по иве,
Зеленовейных рощ резной узор.

Бросок челна, весь ткацкий стан, хитер.
Под гуд времен, все ярче, прихотливей,
Снуется нить. Так ветер в конской гриве,
В нее вплетясь, являет свой задор.

Звенят подковы сказочного кова.
Чей молот был? Какой ковач ковал.
Оаннес? Один? Озирис? Ваал?

Гремучий Индра? Ярый Иегова?
Кто б ни был, но хранит в себе закал
Все старое, что сердцу вечно ново.


8

Все старое, что сердцу вечно ново,
Таит в себе приметы, семена.
Есть существа – во тьме морского дна,
Окраска их – багряна и багрова.

Ты хочешь ли таинственного лова?
Расслышать речь, в которой глубина?
Желай. Желанье – звонкая струна.
Пласты густые хотью взрой сурово.

Спусти свой лот в глубокий водоем.
Нетронутые выбери пределы.
Узнаешь то, что знают все, кто смелы.

Есть свиток дней, и мы его найдем.
Но надо знать, – чтоб смысл увидеть целый,
Который час на берегу морском.


9

Который час на берегу морском?
Когда пришла минута разлученья
Огня, земли и водного теченья,
И бывший друг стихийным стал врагом?

Не все возьмешь считающим умом.
Но есть неизъяснимое внушенье,
И ряд зеркал, и повесть отраженья
В провидческой душе, объятой сном.

Когда еще в младенческой кровати
Лежит пророк, что вымолвит слова,
Которыми Вселенная жива, –

Над ним существ нездешних реют рати
И шепчут, как столистная листва,
Который час на звездном циферблате.


10

Который час на звездном циферблате, –
Узнал, в свой миг, Сиддартха, Лаотзэ,
Все те, что нас ведут в ночной грозе,
Через моря, пустыни, топи, гати.

Владычица созвучий, Сарасвати,
Сверкни в мой стих, как светит луч в лозе,
Как небо задержалось в бирюзе,
Как сумеречный час заснул в агате.

Дозволь мне, в начертаньи золотом,
Ты, мудрая на царственном павлине,
Сгустить все грозы в ткущейся былине.

Глядит ли Вечность в молнийный излом?
Прошел ли Бог по звуковой картине?
Как мне узнать? Мгновение – мой дом.


11

Как мне узнать? Мгновение – мой дом.
Но одного мгновенья было надо,
Чтоб на кресте – разбойника – из ада –
Взнести туда, где Светлый Сын с Отцом.

В одно мгновенье венчан царь венцом.
В единый миг сгущенная прохлада
Чернейших туч зажечь огниво рада,
И вот он, пламень с огненным лицом.

Скажите мне, всеведущие птицы,
Кто вас учил – крылом овеять мир?
Кто строит семицветный мост как пир?

Не слезы ли отшедшей огневицы?
Возьми свой свет, и заступ свой, и лом.
Есть златозернь. Земной расторгни ком.


12

Есть златозернь. Земной расторгни ком.
Мы можем иссекать движеньем волн
Живой восторг из самой острой боли.
Магнитом мысли к тайнам дух влеком.

Красиво быть в себе и быть в другом.
Горячий кубок ходит в синем поле,
И будем пить мы золото, доколе
Нечеловек засветится в людском.

Не скорбь, не страх мне слышится в набате.
На крыльях вихревых он мчит меня
На торжество творящего огня.

Мы в Смерти – не в разлуке, а в возврате.
Всходя и нисходя, плывя, звеня,
Хоти, – и причастишься благодати.


13

Хоти, – и причастишься благодати.
Играя самоцветом огонька,
Дрожала капля в ковшике листка,
Мечтая о луче, о жарком брате.

Всплыла с другими дымкой в белом плате
И знала путь скитание, пока
Вся облачно-разливная река
Не засверкала в громовом раскате.

В твердыне тучи пламенный был взлом.
Из капель – грозовое откровенье,
Из искры страсти – ста народов рденье.
Уступы гор должны дружить с орлом.

Из семени – безмерное растенье.
Из сгустков дымки – молния и гром.


14

Из сгустков дымки – молния и гром.
Из вещества – вся роскошь созиданий,
От камня и руды до нежных тканей,
Что мысль-паук тончайшим ткет шатром.

Не скажет сказ, не описать пером,
Как соразмерна мудрость в ткацком стане,
Пробег заколдований в талисмане,
Бесплотный свет сгущается ядром.

Челн, – поперек грядущего покрова, –
Крученьем соблюдая должный срок,
По вдольным нитям мысли – ткет уток.

Костяк одет и ткань златолилова.
Зубчаты бёрда. Зевом шел челнок.
Желанна Духу крепкая основа.


15

Желанна Духу – крепкая основа.
Острийным взбегом ввысь красив собор.
Начало храма – каменный упор.
Пред взрывом слов – вначале было Слово.

Люблю разбег богатства травяного,
Святая степь – душевный мой простор.
Пою леса, поля, лазурь озер,
Все старое, что сердцу вечно ново.

Который год на берегу морском?
Который час на звездном циферблате?
Чтó знаю я? Мгновение – мой дом.

Есть златозернь. Земной расторгни ком,
Хоти, – и причастишься благодати.
Из сгустков дымки – молния и гром.




    Константин Бальмонт. В РАЗДВИНУТОЙ ДАЛИ. Поэма о России. Часть 2