Георгий Чулков. ВЕСНОЮ НА СЕВЕР



Александру Блоку


Медленно двигались темные тени,
Горели, догорали костры.
Без надежд, без волнений
Мы ждали весенней поры
Отплытия вдаль
На паузках медленных.

Солдаты изредка сталью бряцали,
Криком давали знак.

Снова длилось молчанье.
И зеленый, зеленый мрак
Надвигался на табор невольный.
И смутны были желанья,
Безбольны.

И женские плечи под темною шалью,
И фляга с вином недопитым,
И шорох – такой непонятный! –
Все было сердцем открытым
Принято в лоно святое
С тихой печалью.

Но вот на рассвете
Застучал торопливо топор.

Милая даль – как невеста!
Серебристый простор.
О, Север Дальний!
Плеск весла…
И тихо, тихо отплывал
От стана берега немого
Дощатый паузок.

И мы запели песню вновь –
Песню вольности-печали,
Мы ее в огне певали –
Песню, алую как кровь.

Скрип настойчивый весла;
Кормчего голос;
Бряцание томительных цепей;
Нежданный блеск крыла;
От берегов кривая тень:
Так проходил пустынный день.

Но день миновал,
Наступили иные мгновенья,
Волны речной лазури темнели,
И ветер выл дико,
И бури все ждали,
Великой бури.

Но я не видел пугливых улыбок:
Пусть паузок шаток и зыбок;
Пусть ветер гонит волны;
Пусть гибнут и гибнут челны:
Я счастлив, счастлив безмерно
В этой жизни, как буря, неверной.

Да! Когда буря металась,
Когтями в сердце впивалась,
Я изведал новую сладость,
Тайную радость.
Женщина – темная и странная –
С нами была на паузке, –
Женщина мне желанная
На шатком паузке.

Да! Когда волны метались,
Как хищные птицы,
И дрожали, дрожали перила,
Медленно она проходила.
О, милые темные ресницы!
Вас я увидел при свете факела смольного,
Вас не забуду вовек!

И я молился буре, как раньше солнцу,
Как тихой лазури,
Хотя и ведал,
Что влечет меня ветер в тайгу, –
Хотя и ведал,
Что на том берегу,
На белой таежной поляне,
В серебристом тумане,
На жертвенном камне,
Причаститься мне должно кровью.

Пусть ветер гонит волны;
Пусть гибнут и гибнут челны;
Кто я? Путник случайный!
Я изведал новые тайны,
Тайны крови и вина,
Выпил чашу до дна.

Так проходила она в брызгах пенных,
И в очах ее неизменных,
Всегда лучистых,
Лучистых,
Я читал новые скрижали
Весеннего завета,
Весенней печали.

И вот – она, любимая,
Как будто несет чашу причастия.

Ступени слегка скрипели,
И пели снасти, –
А во мне был пир весенний,
И нестрашно было ненастья.

Так плыли мы весною – на север.




       Георгий Чулков. ВЕСНОЮ НА СЕВЕР. Лирика