Георгий Чулков. БАГРЯНЫЙ СЕВ



I. ВЕСНА

Не бойся, мальчик мой, не плачь!
Иди ко мне, мой гость желанный.
Смотри: на ветке – черный грач,
Весны глашатай неустанный.

Пойдем-ка в хижину скорей.
Грохочет звонко половодье,
И плещет в солнце меж камней
Русалок пенное отродье.

Омою ножки я вином,
И поцелую мягкий локон;
Под шум весенний мы уснем
У распахнутых настежь окон.

И там – во сне – увидишь ты:
Воскреснут на живых полянах
Преображенные цветы
В лучах сверкающих и рдяных.

Весна над нами прошумит
Освобожденными крылами,
Деревья, солнце и гранит
Зажгутся новыми огнями.


II. ЖАТВА

Она идет по рыжим полям;
В руках ее серп.
У нее на челе багряный шрам –
Царский герб.
Мерно ступают босые ноги, –
Тихо и мерно,
По меже, по узкой дороге,
Но верной.

Она идет по рыжим полям,
Смеется.
Увидит ее василек – улыбнется,
Нагнется.
Придет она и к нам –
Веселая.
Навестит наши храмы и села.
На червленой дороге
Шуршат-шепчут ей травы.
И виновный, и правый
Нищей царице – в ноги.

Наточим острых кос мы,
Скосим золотые стебли –
Овес ли, хлеб ли:
Любо нам, яро!
А царицыны красные космы
Горят огнем-пожаром.
Отдадим мы царице покос,
Пусть пьянеет душистым сеном;
И до утренних рос,
Утомим ее радостным пленом.


III.

Пьяный бор к воде склонился,
Берег кровью обагрился:
Солнце стало над рекой,
Солнце рдеет над рекой.

Взмахи вижу сильных весел,
Кто-то камень в воду бросил…
Снова тягостная тишь;
Над водою спит камыш.

Не хочу унылой доли,
Сердце жаждет дикой воли,
Воли царственных орлов.
Прочь от мертвых берегов!


IV. КАЧЕЛИ

Im Himmel! ich glaube, ich falle!
Richard Dehmel*

Я на качелях высоко летаю.
Высоко! Далеко! Вновь сладостный миг!
Снова я падаю, снова мечтаю.
Высоко над всеми я радость постиг.

Снова над озером, садом я ныне,
И криком веселым приветствую мир…
Вольно мне в этой прозрачной пустыне,
И радостен в небе божественный пир.

Я в непрестанном и пьяном стремленье…
Мечтанья, порывы – и вера, и сон.
Трепетно-сладко до боли паденье, –
Мгновенье – деревьев я вижу уклон,
И нового неба ко мне приближенье, –
И рвется из сердца от радости стон, –
О, миг искушенья!
О, солнечный звон!

__________
 *В небо! Я верю, я падаю!
Рихард Демель (нем.).


V.

Я слышу: ветер повеял в поле,
И стебли плачут о новой воле,
И Кто-то Странный пришел и сеет,
Пришел и сеет веселый сев.
А солнце в небе пожаром рдеет,
И льется в небе любви напев:

Из плена, из плена – на волю!
Расторгнем и время, и долю –
Печальную долю земли.
О, солнце! О, солнце! Внемли!


VI. ЗАРЕВО

Дымятся обнаженные поля,
И зарево горит над сжатой полосою.
Пустынная, пустынная земля,
Опустошенная косою!
И чудится за лесом темный крик,
И край небес поник:
Я угадал вас, дни свершенья!
Я – ваш, безумные виденья!

О зарево, пылай!
Труби, трубач!
И песней зарево встречай.
А ты, мой друг, не плачь:
Иди по утренней росе,
Молись кровавой полосе.


VII. ПОЭТ

Вяч. Иванову

Твоя Музыка слов – пенный вал,
Твоя напевность – влага моря,
Где, с волнами сурово споря,
Ты смерть любовью побеждал.

Твоя душа – как дух Загрея,
Что, в страсти горней пламенея,
Ведет к вершине золотой
Твоей поэзии слепой.

О друг и брат и мой вожатый,
Учитель мудрый, светлый вождь,
Твой стих – лучистый и крылатый –
Как солнечный лучистый дождь;

И опьяненная свирель –
Как ярый хмель.


VIII.

Дымитесь, священные смолы!
Наступает последний день.
Ударит молот тяжелый,
И покроет вас черная тень.

Весенние пьяные долы
Хороводом встречают нас;
Дымитесь, священные смолы!
Наступает последний час.


IX. ПАСТУХ

На сонном пастбище глухонемой земли
Бродил подолгу я среди овец покорных:
Так пастырем я был: за мною овцы шли,
Искали трав живых меж горьких трав и сорных.

И морды влажные доверчивых овец,
И шерсть курчавая и стройность тонких ножек
Мне радовали взор. Трудился я – пришлец, –
Чуждаясь, как всегда, протоптанных дорожек.

А в дни осенние, когда златился лист,
Я любовался вновь красой земных излучин;
Мечту таила грудь. Был воздух серебрист.
Я радостно бродил со стадом неразлучен.

Но вот – Горящий Куст: пробил желанный час
Услышал голос я – Иеговы веленья.
За мной, мои стада! Веду на жертву вас…
Мы кровью искупим смиренные томленья.




      Георгий Чулков. ВЕСНОЮ НА СЕВЕР. Лирика